К нам приходят родители, которые уже замучились заниматься дома с детьми, а сами дети при словосочетании «русский язык» уже вздрагивают. Часто в таких случаях при диагностике мы видим или дисграфию, или дислексию, или даже всё в комплексе. Дислексией в психоневрологии называют нарушения чтения, дисграфией – нарушения письма.
По данным Г .М. Зегебарт, с 1977 г. количество учащихся младших классов общеобразовательных школ с дислексией и дисграфией выросло с 8, 7% до 70%.
Учителя в обычных школах не всегда владеют необходимыми навыками, чтобы помочь таким детям, потому что это не входит в их профессиональную подготовку. При этом нельзя забывать, что в классе в начальной школе около 30 детей, и это просто физически невозможно. Такие нарушения требуют кропотливой и длительной работы, у каждого ребёнка с дислексией или дисграфией свой набор проблем, поэтому к каждому уроку с отдельным ребёнком нужно готовиться достаточно долго.
ДИСГРАФИЯ И ДИСЛЕКСИЯ — ЧТО ЭТО ТАКОЕ? КАК ДИАГНОСТИРОВАТЬ ДИСГРАФИЮ И ДИСЛЕКСИЮ?
Дислексией в психоневрологии называют нарушения чтения, дисграфией – нарушения письма.
Дети с дислексией допускают ошибки при чтении: пропускают звуки, добавляют ненужные, искажают звучание слов, скорость чтения у них невысокая, ребята меняют буквы местами, иногда пропускают начальные слоги слов. Часто страдает способность четко воспринимать на слух определенные звуки и использовать их в собственной речи, при чтении и письме. — Нарушается при этом возможность различения близких звуков: “Б–П”, “Д–Т”, “К–Г”, “С–З”, “Ж–Ш”. Поэтому такие дети очень неохотно выполняют задания по русскому языку: пересказ, чтение, изложение – все эти виды работ им не даются.
При дисграфии дети с трудом овладевают письмом: их диктанты, выполненные ими упражнения содержат множество грамматических ошибок. Они не используют заглавные буквы, знаки препинания, у них ужасный почерк. В средних и старших классах ребята стараются использовать при письме короткие фразы с ограниченным набором слов, но в написании этих слов они допускают грубые ошибки. Нередко дети отказываются посещать уроки русского языка или выполнять письменные задания. У них развивается чувство собственной ущербности, депрессия, в коллективе они находятся в изоляции. Взрослые с подобным дефектом не в состоянии сочинить поздравительную открытку или короткое письмо, они стараются найти работу, где не надо ничего писать.
У детей с дисграфией отдельные буквы неверно ориентированы в пространстве. Они путают похожие по начертанию буквы: “З” и “Э”, “Р” и “Ь” (мягкий знак). Они могут не обратить внимания на лишнюю палочку в букве “Ш” или “крючок” в букве “Щ”. Пишут такие дети медленно, неровно; если они не в ударе, не в настроении, то почерк расстраивается окончательно. Определить наличие нарушений письма и чтения, в целом, несложно. Есть типичные ошибки, повторение которых из раза в раз при чтении или письме, должно вас насторожить.
СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ОШИБКИ ПРИ ДИСГРАФИИ:
1. Смешение букв при чтении и письме по оптическому сходству: б – д; п – т; Е – З; а – о; д – у и т.д.
2. Ошибки, связанные с нарушением произношения. Отсутствие каких-то звуков или замена одних звуков на другие в устной речи соответственно отражается и на письме. Ребенок пишет то же, что и говорит: сапка (шапка).
3. Смешение фонем по акустико-артикуляционному сходству, что происходит при нарушениях фонематического восприятия. При этой форме дисграфии особенно тяжело детям дается письмо под диктовку. Смешиваются гласные о – у, ё – ю; согласные р – л, й – ль; парные звонкие и глухие согласные, свистящие и шипящие, звуки ц, ч, щ смешиваются как между собой, так и с другими фонемами. Например: тубло (дупло), лёбит (любит).
4. Мы часто радуемся, когда ребенок бегло читает в дошкольном возрасте, а это при недостаточно сформированной фонетико-фонематической стороне может привести к ошибкам на письме: пропуск букв и слогов, недописание слов.
5. Часты при дисграфии ошибки персеверации (застревание): “За зомом росла мамина” (За домом росла малина), антиципации (предвосхищение, упреждение): “Дод небом лолубым” (Под небом голубым).
6. Большой процент ошибок из-за неумения ребенка передавать на письме мягкость согласных: сольить (солить), въезет (везет).
7. Слитное написание предлогов, раздельное – приставок также является одним из проявлений дисграфии.
Все ошибки, которые можно отнести к дисграфии и дислексии, специфичны, типичны и носят стойкий характер. Если ваш ребенок допускает подобные ошибки, но они единичны, то причины надо искать в другом. Не являются дисграфическими ошибки, допущенные из-за незнания грамматических правил.
ЧТО МЫ ДЕЛАЕМ НА ЗАНЯТИЯХ ДЛЯ УСТРАНЕНИЯ ТАКИХ ПРОБЛЕМ?
Родители ошибаются, когда заставляют детей постоянно читать или переписывать тексты, при таких нарушениях. Это никак не исправляет ситуацию, закрепляет ошибки и вызывает отвращение у ребёнка к обучению. Для того, чтобы убрать проблему нужен специальный комплекс мер. Вот некоторые из них. Представляем те, которые Вы сможете делать дома сами с ребёнком, если у Вас нет возможности ходить куда-то на платные занятия.
«Чтениум» — многофункциональная, очень насыщенная игра, которая направлена на развитие техники чтения и понимания прочитанного. Издана в 2016г. издательством УМЦ «Ребус«, автор Мазина Вероника.
В данной статье мы рассмотрим только те варианты игр «Чтениума», которые направлены на развитие связной речи и понимания прочитанного.
Комплекс задач, реализуемый играми с каллиграммами:
формировать осознанность чтения;
стимулировать речевую активность;
развивать связную речь
развивать операции мышления;
развитие целостности и переключаемости зрительного восприятия.
формировать произвольную регуляцию поведения;
активизировать протекание нейродинамических процессов;
развивать концентрацию, переключение, распределение и избирательность внимания;
В коробке вы найдёте 60 круглых двусторонних карточек. Нас интересует сейчас та сторона, на которой написаны слова. Слова расположены таким образом, что складываются в узнаваемую форму, «картинку». Картинки, созданные при помощи слов, называются каллиграммы.
Не пугайтесь, если для вас, взрослых, будет вначале затруднительно распознать такие «картинки», это нормально и легко объясняется разным устройством и функционированием детского и взрослого мозга. Детям узнать в форме чего написаны слова гораздо легче, чем взрослым. Ребёнок не имеет того багажа шаблонов, который накопил за свою жизнь взрослый человек. Соответственно, нет ограничения рамками стереотипов. Да и детское восприятие более открытое. В процессе игры вы обязательно в этом убедитесь. В любом случае, в игре не преследовалась цель изобразить форму как можно точнее. Достаточно того, что при повторном предъявлении нужный образ активизируется, даже если первый раз была получена подсказка.
Кстати, маленький секретик: для определения верного положения картинки (верх-низ) можно ориентироваться на положение центрального слога на оборотной стороне карточки.
Конечно, для взрослых имеется каталог всех карточек с подробным описанием. Скачать перечень картинок здесь. В этом перечне есть изображение картинки, название формы, темы, а также варианты беседы и вопросов-заданий по каждой картинке. На основе предлагаемых вопросов (и ответов) можно придумать массу сопутствующих заданий. Помимо игр, с этими карточками можно проводить логопедические занятия или даже применить на уроке русского языка. Большое количество карточек позволяет это делать со всем классом и избегать повторов на протяжении многих уроков.
Например, раздать каждому ученику по 1 карточке и дать общие письменные задания. Разнообразие возможных заданий ограничивается лишь опытом и фантазией взрослого.
Рыбы
Определи изображение. В форме чего расположены слова на карточке? (Рыба)
Прочитай слова на карточке, назови/запиши тему (обобщающее слово или словосочетание). (Рыбы)
Сосчитай, сколько всего слов на карточке? А сколько уникальных слов (без повторов)? Запиши их. (Лосось, форель, щука, карп, гуппи, карась, окунь, плотва, сом, линь, налим.)
Определи место ударения в словах. Составь слогоритмические схемы слов, где Х – ударный слог, а х- безударный. Например: лосось – хХ, плотва – хХ, карп — Х.
Выпиши слова в порядке возрастания слогов: сначала слова из одного слога (если есть), затем из двух и т.д.
В чём польза узнавания темы и формы каллиграммы?
Когда мы узнаём форму, то больше работает правое полушарие, его функция — распознавать образ целиком, т.е. осуществляется холистическая стратегия восприятия. Когда сосредотачиваем внимание для того, чтобы увидеть и прочитать слова включатся более активно левое полушарие, осуществляя аналитическую стратегию восприятия. Гибкость переключения между разными стратегиями развивает мозг целиком, активизируя различные его зоны. Открываются широкие возможности познания мира… Если брать более конкретную пользу — увеличивается скорость обработки информации, что несомненно пригодится в школьном обучении.
Стоит сказать, что значительные трудности узнавания целостного образа нейропсихология объясняет нарушениями функционирования лобных долей. А именно инертностью единожды возникшей установки быстрого перехода между целостным изображением и деталями (в нашем случае – словами) либо наоборот – деталями и целостным изображением. Но если после подсказки человек способен осознать образ и узнать его повторно, то можно сказать, что у него нет указанных выше трудностей.
Называние обобщающего слова — это функция мышления и речи. При такой организации материала словарный запас будет пополняться более эффективно. Это связано с тем, что слова мы не просто запоминаем «кучей», а усваиваем в системе и во взаимосвязи с другими словами. То есть здесь работает не просто память, а осознание слов по категориям. Узнать названное кем-то слово гораздо легче, чем назвать самому потому что мозговое обеспечение этих функций различно. Мозговой механизм самостоятельного называния слова: височно-затылочная зона, а понимание слова – височная зона.
Скорость чтения на словах лучше не отрабатывать потому что велик риск потери осознанности чтения, особенно на первых этапах обучения. Для тренировки техники чтения лучше использовать оборотную сторону карточек со слогами. Такие игры подробно описаны здесь. Но некоторые варианты улучшения техники чтения слов всё же есть. Взрослый читает слово на карточке, а ребёнок старается найти его как можно быстрее. Для сравнения собственных успехов можно считать количество слов, найденных за минуту.
Основные правила игры
Игра №1 «Раз словечко, два словечко, будет…»
Этот вариант подходит для знакомства с картами. Развивает гибкость перехода от аналитической стратегии восприятия к холистической, то есть от восприятия каждого слова к целостному образу и наоборот. Для очень юных игроков следует выбрать простые карты (жёлтые и голубые). Играть можно и одному, но при участии нескольких игроков появляется соревновательный момент.
Карты перемешиваются и кладутся в центр стола небольшой кучкой словами вниз.
По сигналу все одновременно берут по одной карте и стараются как можно быстрее узнать рисунок или форму, в которой расположены слова. Если рисунок опознан — игрок кладёт карту перед собой. Иначе игрок возвращает карту обратно в кучу. Далее игрок берёт новую карту. Все игроки работают в своём темпе до тех пор, пока кто-то из игроков не соберёт 7 карт.
Когда кто-то из игроков собрал 7 карт, он хлопает 3 раза в ладоши и раунд завершается.
Самый быстрый игрок первый объясняет, что он увидел на картах. Если какую-то картинку он не узнал, то карта возвращается в общую кучу, и засчитывается 1 штрафной балл. За остальные начисляются победные баллы. Для простоты счёта, игроку оставляется столько карт, сколько у него баллов.
Когда баллы подсчитаны у каждого игрока, начинается следующий раунд. Так продолжается до тех пор, пока не кончатся карты в центре стола.
Победителем объявляется тот, у кого больше победных баллов. Другой вариант игры — игрок называет не рисунок (форму), а общую тему для слов на карте.
Хочется поделиться советом: для того чтобы игра пошла веселее и с большим энтузиазмом, можно поставить в центр стола кнопку-звонок. На этот звонок нажимает тот игрок, кто первый собрал 7 карт по правилам.
Чтениум и звоночек
Варианты игр по основным правилам написаны в конце статьи, а также их можно скачать.
Мне бы хотелось описать дополнение к правилам игры «Логическая цепочка», которое поможет объединить детский коллектив, сведя к минимуму соревновательный момент.
№2 «Логическая цепочка» — кооперативный вариант игры
Цель игры: выложить все карточки в цепочку. Если это удаётся всем игрокам, то побеждают они. Но если хоть одна карточка не будет положена в цепочку в соответствие с правилами, то признаётся поражение всех игроков, неважно чья была карточка — побеждает «Игра».
Игрокам раздаётся по 5 карт. Одна карта кладётся в центр стола, остальные находятся на столе стопочкой словами вниз. Считалкой определяется, кто совершает ход первым.
В свой ход игрок выбирает из своих карт ту, которая «подходит» к какой-нибудь крайней карте, лежащей на столе, и кладёт её рядом с ней. Связь может быть прямая, опосредованная, ассоциативная, логическая – любая, важно её сформулировать и убедительно обосновать. Если у остальных игроков нет возражений, то ходивший добирает себе карту до 5 из стопки и ход переходит к следующему. В ходе игры на столе выстраивается цепочка, карты можно класть с обоих концов, как в домино.
Если связь ни с одной из своих карт найти не удаётся, то игрок берёт карту из стопки и может сразу сделать ход. Если и на этот раз связь не обнаружилась, то ход переходит к следующему игроку.
Игра вступает в завершающую фазу, когда карты в стопке заканчиваются. Если игроки смогли избавиться от всех своих карточек, то они победили «Игру», если нет, то «Игра» победила. Это весьма непросто и может потребоваться от участников игры умение помогать друг другу, договариваться и уступать.
Для сокращения времени игры количество карточек можно уменьшить до любого адекватного количества.
В своём ответе можно отталкиваться от изображения, от темы, но нельзя опираться только на одно слово из карточки. Не стоит засчитывать за ответ просто соединённые в предложение слова, без связи, как указано в правилах выше. Если взрослый даёт инструкцию просто составить предложение с использованием названий формы или темы карточек, то в это уже совсем другая игра, т.к. решаются другие задачи.
Следующие игры направлены на развитие мышления и связной речи. Тренируются интеллектуальные операции обобщения, выделения частного из общего.
Игра №3 «Логические связи»
Карты перемешиваются и кладутся в центр стола небольшой кучкой словами вниз.
Игра проводится в несколько раундов. Цель игроков – в течение 3 минут собрать карты, которые можно чем- то объединить, например: темой (животные, птицы, растения, быт, спорт, человек, еда, искусство…), название изображений имеет общее количество слогов и даже положение ударного слога (якорь – бублик – чашка…), совпадает род (шляпа – свинья– футболка…) и т.д.
По условному сигналу все одновременно берут по одной карте из кучи. Если карта считается подходящей, то игрок оставляет её у себя, если нет – возвращает её или другую «лишнюю» в общую кучу словами вниз и берёт следующую. Одновременно перед игроком может находиться не более 5 карточек.
Как только 3 минуты истекают, раунд завершается. Происходит проверка.
Каждый игрок рассказывает, что объединяет его карты. Каждая принятая карта приносит 1 победный балл. Если какая-то карта оказалась неподходящей, то она приносит 1 штрафной балл. Для простоты счёта, игроку оставляется столько карточек, сколько у него баллов. Если игрок успел найти только две карты, имеющих что-то общее, то его ответ тоже принимается и начисляется, соответственно, 2 балла.
Когда баллы подсчитаны у каждого игрока, начинается следующий раунд. Всего 3 раунда. Победителем объявляется тот, у кого больше победных баллов.
Заранее стоит договориться, по какому принципу собирается тема:
и по форме, и по теме
только по форме
только по теме слов
Игра №4 «Логическая битва»
Всем игрокам раздаётся по 4 карты. Одна карта из колоды кладётся в центр стола, остальные находятся на столе стопкой словами вниз. Считалкой определяется, кто совершает ход первым.
Игрок, который ходит, выбирает из своих карт ту, которая «подходит» к карте, лежащей в центре, и кладёт её рядом с ней. Связь может быть прямая, опосредованная, ассоциативная, логическая – любая, важно её грамотно сформулировать.
Если связь карт удалось объяснить, то карта «бита» и уходит в сброс. На столе остаётся только 1 карта.
Игрок добирает из общей колоды карты до 4-х. Ход переходит к следующему игроку.
Если подобрать карту или объяснить логическую связь не удалось, игрок забирает себе центральную карту. На стол выкладывается новая карта из колоды.
Когда заканчивается колода, считается количество карт на руках. Проигравшим считается тот, у кого осталось больше всех карт.
Дети могут придумывать собственные правила игры — это очень даже полезно. Самостоятельное придумывание правил игры свидетельствует о качественно новом уровне развития произвольного поведения, которое так необходимо для осознанного обучения.
КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ ПАЛЬЦЕВ
Если вы хотите улучшить качество выполнения письменных работ у себя или своего ребёнка, то необходимо поработать над точностью движений пальцев и их устойчивостью к нагрузкам.
Предлагаю простой комплекс упражнений, который можно делать перед выполнением школьных домашних заданий или перед целенаправленными занятиями каллиграфией. Можете посмотреть видео, где всё наглядно показано.
Речь пойдёт о физических упражнениях, а о графических разминках и тренировках поговорим в другой раз.
Итак, разминка для пальцев и кистей рук нам нужна для развития таких характеристик движения:
Обратите внимание, что над скоростью выполнения мы работаем в последнюю очередь, когда движения не скованные и достаточно скоординированные.
«Массаж ладоней». Вначале, как перед любой физической тренировкой, необходимо разогреть руки.
Например, при помощи шестигранного карандаша или любого другого массажёра. Эта элементарная разминка будет более эффективна, если следить за тем, чтобы карандаш прокатывался от кончиков пальцев, до самого низа ладони, а пальцы были направлены строго вверх. Повышение эффективности происходит за счёт включения самоконтроля и осознанности движений.
«Массаж пальцев». Его можно делать просто руками, разминая каждый пальчик, а можно при помощи специального массажёра Су-джок. Это такое колючее массажное кольцо, продаётся в аптеке или ортопедических магазинах. Нас больше интересует массаж подушечек пальцев, поэтому более активные движения делаем именно на кончиках пальцев обеих рук.
И опять же, если ребёнок делает себе массаж пальцев сам, то это добавляет не только ловкости, но и осознанности, а значит будет более эффективно. Будьте внимательны, это кольцо нельзя оставлять на пальце без движения, оно затрудняет кровообращение.
Кистевой «Эспадер» — это спортивный тренажёр для тренировки силы и выносливости к нагрузкам. Сжимаем эспандер каждой рукой по очереди столько раз, сколько вам лет или пока не почувствуется ощутимая усталость. Выполнять упражнения с эспандером следует в несколько подходов и обязательно следим за тем, чтобы рука после напряжения каждый раз расслаблялась. В спортивных магазинах и аптеках можно найти разные модификации эспандеров для взрослых и детей.
Далее поработаем над подвижностью запястья. Упражнение «Две змейки». Руки вытягиваем перед собой и не сгибаем в локтях, пальцы собраны в кулак. Это головы наших змей. Змейки последовательно «смотрят» вниз, вверх, наружу, внутрь, далее движение по кругу: вверх, наружу, вниз, внутрь. Помимо улучшения подвижности суставов и связок, разнонаправленные движения руками улучшают связь между полушариями мозга.
Гироскопический тренажер «Rollerball» (Роллербол) улучшает координацию и работоспособность кисти руки и запястья. Тренажёр устроен по принципу гироскопа — внутри шара еще один, меньшего диаметра, который может вращаться в двух разных плоскостях. Если правильно вращать кисть (а это может получиться не сразу), то ротор начинает крутиться еще сильнее. Вращение должно осуществляться только кистью, а предплечье, локтевой сустав и плечо стараемся зафиксировать неподвижно. Задача — разогнать внутренний шар вращательными движениями кисти. Чем выше скорость, тем больше нагрузка и тем интереснее. Время работы каждой руки постепенно увеличиваем от 30 секунд до 2-3 минут.
Упражнение «Ритмы» направлено на переключение. При письме необходимо быстро переключаться с одного движения на другое, от одного элемента буквы к другому. Если переключение недостаточно шустрое, то ученики могут путать строчные буквы и-у, б-д, п-т.
Смысл упражнения заключается в ритмичной смене любых движений рук. Самое простое – на 3 счёта, но можно увеличивать. Сначала медленно, затем ускоряемся. Важно повторить последовательность несколько раз не сбившись, как скороговорку. Например обеими руками: ладони на столе — кулаки на столе — хлопок в ладоши. Повторяем несколько раз. Желательно молча, не считая вслух. Посчитать можно тогда, когда совсем трудно — речь сыграет организующую роль и будет легче выполнить не сбиваясь.
Последовательности нужно придумывать каждый раз разные, а не повторять заученные движения. Разнообразным вариантам упражнений на переключение будет посвящено отдельное видео (чуть позже появится ссылка).
Данный комплекс упражнений можно завершить, повторив силовое упражнение с кистевым эспандером.
В результате регулярных тренировок исчезают дрожащие линии, что часто встречается у первоклассников. Увеличивается выносливость к нагрузкам, т.е. пальцы не так быстро утомляются, а это актуально для всех школьников и студентов.