6 ПРОБЛЕМ В ОБЩЕНИИ С РЕБЁНКОМ

как общаться с ребенком

Существует всего лишь 6 зон, где существуют проблемы в общении с ребёнком:
1. Ребенок не хочет делать то, что делать надо;
2. Настроение ребенка, его чувства, эмоции;
3. Самостоятельность;
4. Различные роли и маски;
5. Внешняя проблема.

1. Ребенок не хочет делать то, что делать надо.
«Не хочу делать уроки», «Не хочу убирать комнату» …
Это проблема взаимодействия. В такой ситуации нам нужно договориться, как это сделать?

+
1. Описывайте, что вы видите или описывайте проблему
2. Предоставляйте информацию
3. Поговорите о своих чувствах
4. Пишите записки

То, что точно не помогает в общении с детьми!
Обсуждение и обвинение
Ругань
Угрозы
Приказы
Нотация и морализаторство
Предупреждения
Мученические высказывания
Сравнения
Сарказм
Пророчества

2. Настроение ребенка, его чувства, эмоции.
Бывает ситуация, когда что-то нужно сделать сейчас, а у ребенка нет настроения или он занят сейчас чем-то другим, ему не хочется. Или ему страшно, или он не готов…
Потому что это проблема: ребенок имеет свой внутренний мир, очень серьезный и очень ценный мир, и в нем он не может сам разобраться, а вы не хотите или не знаете, как ему помочь.
Вспомните, когда он устраивает истерику в магазине, топает ногами. Или вы ему говорите: «Садись за уроки», а он говорит: «У меня нет настроения…»
Бывает мы не можем понять ребенка и он сам себя не понимает!
+
Как помочь разобраться с чувствами
1. Выслушайте внимательно
2. Разделите его чувства
3. Назовите его чувства
4. Покажите, что вам понятны желания ребенка, подарите ему
желаемое в фантазии

Отрицание чувств
Философский ответ
Совет
Вопросы
Защита другого человека
Жалость
Попытка психоанализа
Сопереживание

3. Самостоятельность.
Проблема в том, что ребенок может делать что-то уже сам, но не делает.
Или он может уже это сделать, но хочет с мамой вместе. А мама, например, уже не может тащить такой объем забот. Мама понимает, что ребёнок уже может сам, но он не хочет двигаться дальше в своей самостоятельности.
+
Как же поощрять самостоятельность
1. Позвольте детям делать выбор
2. Показывайте уважение к усилиям ребенка
3. Не задавайте слишком много вопросов
4. Не спешите отвечать на вопросы
5. Предложите ребенку искать источники информации вне дома
6. Не лишайте ребенка надежды

4. Это различные роли и маски.
Сначала перечислим навязанные роли.
Например, ребёнок не убирает – значит он неряха. Или ребенок – драчун. И он стесняшка, лодырь, невнимательный…
Бывают позитивные роли, и бывают негативные.
Наша самая главная потребность – соответствовать своему мнению о себе. Свое мнение о себе закладывается в детстве. Наверняка у вас есть знакомые, которые никогда не опаздывают. Они говорят про себя: «Я никогда не опаздываю». А есть, наоборот, кто постоянно опаздывает и говорят: «Я всегда опаздываю». У них другое мнение о себе.
+
Как помочь ребенку выбрать положительные роли для себя
1. Ищите возможность показать ребенку его новый образ
2. Поставьте ребенка в ситуацию, при которой он по-новому взглянет на себя!
3. Пусть дети нечаянно услышат, как вы говорите о них положительно
4. Ведите себя так, как хотите, чтобы вел себя ваш ребенок
5. Храните особенные моменты, связанные с вашим ребенком
6. Если ваш ребенок ведет себя в соответствии со старым ярлыком, изложите
ему ваши чувства и ожидания.

Примеры негативных навязанных ролей:
разрушитель
любитель жаловаться
несообразительный
ненадежный
непослушный
разиня
неуклюжий
жадный
плакса
легковозбудимый
не умеющий проигрывать
плохая координация

5. Как ребенка наказать.
Бывают ситуации, когда ребенок поступил нехорошо: что-то украл, кого-то обманул, ударил … И вы думаете: «Надо ввести какие-то санкции».
Это не моральное или физическое наказание, а скорее причинно-следственные связи: был с ребенком договор, и он его нарушил. Какие могут быть варианты последствий? Как ребенка наказать? Например, что делать, если ребенок систематически устраивает при бабушке истерики, попрошайничает или грубит, или послал родителя «на три буквы? Случился кризис.
Согласитесь, это целая проблема! Сталкивались с ней? Такое бывает в любом возрасте. Причем, чем старше дети, тем эти кризисы бывают еще более невыносимыми, и ты уже думаешь: «Боже мой, когда тебе было три годика, мне так хорошо с тобой было, а когда тебе сейчас 13, это такой кошмар…»
+
Альтернатива наказанию
1. Обратите внимание на то, как он может принести пользу
2. Выразите сильное неодобрение(не делая нападок на характер)
3. Сформулируйте свои ожидания
4. Покажите ребенку, как загладить вину
5. Предоставьте ему выбор
6. Предпримите действия
7. Позвольте ребенку оценить последствия плохого поведения

6. Внешняя проблема.
Когда у ребенка есть некое свое переживание или кризис в отношениях, в какой-то конкретной ситуации, а он ее не решает. И вы ничего не можете сделать, это не ваша проблема. Теоретически она, конечно, ваша, потому что это ваша кровиночка, но всё же она не ваша, она выстроена вокруг ребенка.
Например, ребенка травят, он изгой или «белая ворона». Может быть наоборот, ребенок отличник, и от него все ждут отличных оценок. Или он любит какую-то девочку, переживает и ничего не делает в этой ситуации. Или из-за фамилии одноклассники дают ребенку обидное прозвище.
И что делать в таких случаях? Какие слова нужно найти? Как помочь это решить?
Как помочь ребёнку в решении его проблем
1. Поговорите о его чувствах и потребностях
2. Поговорите о своих чувствах и потребностях
3. Обсудите это вместе, чтобы найти решение для вас обоих
4. Запишите все свои идеи без разбора
5. Решите, какие варианты вам нравятся, какие нет, и какие вы хотите воплотить в жизнь

Главное воспитывать детей не для себя, а воспитывать для их будущей жизни, чтобы они были уверенными, счастливыми, самостоятельными и любящими детьми!
В статье использованы советы из книг Ю.Б. Гиппенрейтер, Р. Кирилиной, Л. Петрановской.

Posted by admin

rT76FjkN43gJ