ЧТЕНИЕ И ПИСЬМО — САМЫЙ СЛОЖНЫЙ ВИД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЛЯ МОЗГА

Новосибирск +7 (383) 205 205 3

Whats App +7 983 001 2053

Очень часто родители требуют от своих детей немедленного результата, когда они только начинают учиться читать и писать. Хотелось бы немного пояснить какие процессы проходят на уровне мозга, когда ребёнок учится таким вроде бы «простым вещам», какие сложности могут возникать у ребенка во время обучения и с чем приходится работать специалистам, если есть сложности в освоении данных навыков — чтения и письма.
Человеческий мозг сформировался более 100 тыс. лет назад, а научился читать человек только 5 тыс. лет назад. То есть, с точки зрения эволюции, умение читать — явная надстройка над уже существующими структурами мозга. Чтение — сложнейшее упражнение для мозга, хотя с виду и кажется простым. В этом его польза и это же причина трудностей в обучении чтению и письму.

МРТ-исследование чтения и письма

Это подтвердило новейшее МРТ-исследование, которое провел коллектив ученых под руководством Станисласа Деэне (Stanislas Dehaene). С помощью ФМРТ (функциональной магнитно-резонансной томографии) они обследовали 63 добровольца из Португалии и Бразилии. Среди добровольцев 10 были неграмотными, 22 научились читать уже взрослыми, оставшиеся 31 прошли обычное обучение в детстве. В ходе эксперимента добровольцам предъявляли различные тестовые задания, включавшие в себя распознавание предметов, лиц, устных сообщений, письменных предложений и математических задач. Оказалось, что при чтении задействовано большинство высших зон мозг. Особо интенсивно при чтении работают зоны в височной и затылочной доле коры левого полушария мозга.

По результатам исследований, наиболее важной для чтения оказалась область схождения затылочной и височных долей. Мозг человека, умеющего читать, работает заметно более сложным образом, чем мозг безграмотного. При этом мозг человека, который упражнялся в чтении в детстве, умеет лучше активировать все свои ресурсы, чем мозг человека, обучившегося грамоте, уже будучи взрослым.
Еще одно важное следствие из результатов исследования: трудности при обучению чтению и письму — естественны. Если ребенок (а тем более взрослый) не может с легкостью освоить этот с виду обычный вид деятельности, то теперь следует понимать, что кажется элементарным внешне, на самом деле одна из самых сложных задач, которую только решает мозг человека.
Обычно сложности с чтением и письмом возникают уже в начальной школе и, увы, тянут за собой все остальные предметы. Если ребёнок не может правильно прочитать текст параграфа или задачи – вряд ли ему удастся его понять, если он не понял – значит не смог запомнить, если не запомнил – не смог применить информацию, которая содержалась в этом тексте для учебных целей. Если он не может правильно записать информацию – просто теряет ее, потому что письмо – это способ фиксации знаний.

Какие проблемы у детей при обучении чтению и письму

В бытовом понимании трудности чтения и письма — это когда ребенок постоянно приносит домой «двойки» и «тройки» и никак не может улучшить свой результат. В медицине, дефектологии и педагогике используют термины «дислексия» и «дисграфия». Дислексия характеризуется недостаточностью техники чтения (человек не может научиться читать быстро и без ошибок) и трудностями понимания прочитанного, несмотря на нормальный уровень развития интеллекта. Частота встречаемости этого расстройства приравнивается к 17% в популяции. Дисграфия характеризуется низким уровнем овладения навыком письма по отношению к тому уровню, которого можно было бы ожидать в соответствующем возрасте, при соответствующих интеллектуальных способностях и в условиях соответствующего обучения.
В нейропсихологии чтение и письмо рассматриваются как сложные виды деятельности, требующие для своего правильного осуществления участия целого ряда психических процессов (представлены в Таблице).


Психические процессы

Нарушение чтения при их недостаточности

Нарушение письма при их недостаточности

Мотивация

нет мотивации – нет желания учиться читать

нет мотивации – нет желания учиться писать

Интеллектуальная работоспособность

если ребенок быстро утомляется при чтении, ему трудно научиться делать это хорошо, и эта деятельность становится ему в тягость

если ребенок быстро утомляется при письме, ему трудно научиться делать это хорошо, и эта деятельность становится ему в тягость

Внимание и произвольная регуляция деятельности

типичные трудности чтения, возникающие при дефиците внимания: угадывающее чтение, потеря строки, пропуск слов, трудности пересказа, связанные с невозможностью последовательно организовать свою мысль

типичные трудности письма, возникающие при дефиците внимания: пропуск букв, слогов, слов при письме, ошибки применения правил письма, слитное написание слов друг с другом или, наоборот, разрывы в словах, аграмматизм («моя пошел»), лишние буквы, замены слов близкими по смыслу (заяц – волк), геометрически не выдержанный почерк

Слух

при нарушении слуха чтение будет нарушаться вторично, из-за недоразвития речи

при нарушении слуха будет невозможно письмо под диктовку

Различение на слух смыслообразующих характеристик звуков речи (фонематический слух)

чтение может не страдать

типичной ошибкой при нарушении фонематического слуха будет звуковая замена, как гласных, так и оппозиционных согласных (б-п, д-т и так далее), а также замены слов близкими по звучанию (гость-кость, например).

Слухоречевая память

могут возникнуть трудности понимания прочитанного, если оно не удерживается в памяти

могут возникнуть трудности письма под диктовку в виде потери слов, части предложения, замен слов близкими по смыслу (ручей – река, яблони — розы).

Зрение

чтение букв и слов требует хорошей остроты зрения

письмо требует хорошей остроты зрения

Зрительный анализ / синтез

при нарушении может не формироваться правильный образ буквы, буквы, сходные по внешнему виду будут путаться, процесс расшифровки зрительных образов будет затруднен, замедлен.

из-за недостаточной сформированности зрительного образа буквы, при письме возникают замены близких по внешнему виду букв.

Зрительная память

не запоминаются буквы, не происходит закрепления образа слова, что сказывается на скорости и качестве чтения

ошибки припоминания написания букв, словарных слов (где написание нельзя проверить)

Пространственные представления

ошибки чтения задом наперед, замены букв по пространственному признаку (е-з, б-д)

замены букв по пространственному признаку (б-д), зеркальность («с», например, пишется не в ту сторону), слитное написание слов с предлогами пространственного отношения, трудности ориентации в пространстве листа

Синтез разных видов восприятия

трудности перевода зрительного образа в слуховой и артикуляторный

трудности перевода слухового образа в зрительный, а зрительного в двигательный (графический)

Двигательные функции (глазодвигательные, речедвигательные, мелкая моторика рук)

если нарушены глазодвигательные функции, то могут возникнуть трудности прослеживания строки, двоение букв

трудности прослеживания строки (при глазодвигательных трудностях), замены букв по артикуляторному типу (г-х, ц-ч, р-л и т.д.) (при речедвигательных трудностях), трудности быстрого, красивого, безотрывного письма, неправильный захват ручки (при нарушениях мелкой моторики).

Приведенный список не претендует на абсолютную полноту, но дает минимальное представление о том, насколько разнообразными могут быть причины нарушения чтения и письма. Поэтому, одной из первых задач, стоящих перед специалистом, к которому обратились по поводу трудностей обучения чтению или письму, является диагностика причин, приводящих к возникновению этих трудностей. Для этих целей как нельзя лучше подходит нейропсихологическое обследование, то есть комплекс специальных заданий для обнаружения проблем в каких-то функциях мозга. Например, в одном из заданий ребенку предлагают запомнить несколько слов, предъявленных ему на слух. Такое задание требует, в первую очередь, участия слухового восприятия (нужно правильно услышать эти слова) и слухоречевой памяти (нужно постараться сохранить услышанное в памяти). В другом задании ребёнку предлагают найти знакомые символы на специальной картинке, при выполнении такого задания уже задействованы другие функции мозга.
После диагностики специалист формирует план исправления этих трудностей, ориентируясь на уровень развития ребенка и на те ресурсы, которые могут послужить опорой для коррекции. Коррекция может включать в себя задания, позволяющие напрямую развить у ребенка недостаточно сформированные познавательные функции. Также коррекция может содержать методы, обучающие ребенка тому, как обойти имеющееся нарушение, если с этим нарушением ничего напрямую сделать нельзя.

С чего начать?

Первое с чего стоит начать коррекцию — это мотивация ребенка к обучению чтению и письму. Как вы думаете, представляет ли себе ребенок, которого только начинают учить читать и писать, зачем ему это нужно? Ради чего ребенок может захотеть учиться читать и писать? Трудно себе представить, что ребенок будет учиться читать и писать, потому что не может без этого выжить. Вот основные причины, по которым дети учатся писать и читать:
1. Иногда ребенок будет делать это, из страха быть наказанным. Однако это в перспективе не приводит к развитию истинного интереса к чтению и письму, как правило ребенок начинает воспринимать учебу в целом как то, чем можно заниматься только из-под палки. Когда он станет достаточно большим и физически сильным, его невозможно будет держать под контролем.
2. Некоторые дети читают и пишут потому, что им хочется быть хорошими для мамы, папы или учительницы. Это, как правило, послушные дети, которые будут делать что-то, даже не понимая, зачем им это нужно, а просто потому, что им сказали «надо». Иногда желание понравиться учителю или сделать приятное маме в последствии перерастает в любовь к чтению и письму. Но если существуют и другие способы понравиться, не факт, что ребенок изберет именно этот сложный способ.
3. Еще один вариант мотивации – влияние на ребенка общественного мнения, желание быть не хуже других. Дети, у которых развиты амбиции, будут стараться читать и писать в том случае, если это сможет как-то возвысить их над другими или, хотя бы, сделать их не хуже других. Это возможно только в тех условиях, когда активное чтение и письмо поощряются авторитетными для амбициозного ребенка взрослыми, это только при условии, когда когда ребенок не имеет нееропсихологических трудностей при чтении и письме. Если ребенку слишком сложно даются чтение и письмо, то поведение может начать развиваться по протестному сценарию («Вы хотите, чтобы я хорошо читал и писал, а я вот не буду!»).
4. И, наконец, самая адекватная и самая редкая в теперешние времена мотивация, когда ребенок учится читать или писать просто потому, что ему это интересно! Вот что писал о процессе обучения грамоте советский психолог Евгений Шулешко: «Идеал пишущих – собственноручно выразить в рукописной форме свою речь. Идеал читающих – узнать знакомое в незнакомом, изведать чувства новые, необычные. Занятия грамотой должны воспитывать эти идеалы.» Из этой короткой цитаты следует только одно – ребенок будет хотеть читать и писать только в том случае, если ему это будет действительно нужно для того, чтобы выразить себя, или для того, чтобы получить новые интересные переживания.

Как формировать интерес к чтению и письму дома

Вот несколько приемов для родителей, чтобы формировать у детей интерес к письму и чтению,: Можно ввести в обыденную жизнь записки друг другу или письма в электронных мессенджерах. Кстати, письмо Деду Морозу на Новый Год и поздравительные открытки папе и маме на день рождения – тоже важный элемент в ритуале обучения письму ребенка дошкольного возраста. Еще одна очень интересная и мотивирующая к чтению игра – «Найди сюрприз». Мама или папа пишет ребенку записку «Пойди в спальню, залезь под кровать. Там найдешь следующую записку». Под кроватью ребенок обнаруживает новое руководство к поиску, и так далее. В конце пути (например, в духовке) – киндер-сюрприз или что-нибудь другое, но столь же приятное. Поначалу записки должны быть очень простыми, состоящими из двух коротких предложений. Постепенно объем текста и его сложность можно увеличивать, снабжая инструкцию разнообразными предлогами пространственного отношения («Под кроватью ты найдешь обувную коробку. Вынь из-под нее конверт. Внутри конверта, на синей бумаге твои дальнейшие действия»). Так можно развить не только навык чтения, но и внимания ребенка.
На первых этапах обучения письму и чтению всегда важно пробудить в ребенке интерес к этим видам деятельности, тогда они будут даваться без большого эмоционального напряжения.

Чего делать нельзя

А что же может помешать появлению у ребенка мотивации к обучению чтению и письму? Если процесс обучения очень сильно утомляет ребенка. Если у него болят от этого голова, глаза или руки. Если из-за ошибок или непонимания ребенком поставленных перед ним задач часто возникают конфликты. Если ребенка наказывают за ошибки. Если требуют выполнения слишком сложного для него задания, приводя в пример других детей и взрослых. Если обижают, обзывают его всякими неприятными словами, когда у него не получается прочитать или написать правильно. Когда не замечают его стараний, а обращают внимание только на ошибки, то есть не хвалят. Если постоянно ставят плохие оценки. Когда тексты для чтения и письма длинные и скучные.
Положительная мотивация очень важна для того, чтобы ребенок решился пойти по этому длинному и трудному пути – пути овладения чтением и письмом. Помочь ему в этом могут только терпеливые и любящие его взрослые. Если, несмотря на все усилия взрослых, ребенок сопротивляется чтению и письму, необходимо задуматься о том, нет ли каких-то помех со стороны его здоровья. Для этого важно проконсультироваться с неврологом, нейропсихологом и сделать хотя бы исследование мозгового кровообращения, поскольку очень часто за трудностями обучения стоят чисто медицинские причины, ослабляющие возможности ребенка выдерживать умственную нагрузку.

Желаем Вам, чтобы Вы нашли в себе силы и желание привить своим детям любовь к чтению и письму! А мы всегда готовы прийти на помощь!

РАСПИСАНИЕ И НАЛИЧИЕ МЕСТ НА НАШИ КУРСЫ УТОЧНЯЙТЕ ПО ТЕЛЕФОНУ 205-205-3 или Whats App 8 983 001 2053

Posted by admin

rT76FjkN43gJ